Корзина 0 товаров в корзине
  • Корзина 0 товаров в корзине
  • Избранное 0 товаров в избранном

Фанатизм, любовь к детям и четкое целеполагание – три слагаемых успеха детского тренера

Фанатизм, любовь к детям и четкое целеполагание – три слагаемых успеха детского тренера

У нас в гостях детские тренера по настольному теннису - Серов Андрей Петрович и Шевцова Юлия Владимировна.

Андрей Петрович и Юлия Владимировна стали тренерами после окончания их спортивной карьеры (А.П. – кмс, Ю.В. – мс) и долгое время работали параллельно. Андрей Петрович на тренерской должности с 1982 года, Юлия Владимировна – с 1992 года. Встретились они только в 2010 году и с тех пор работают вместе. Сейчас работают в спортшколе МГФСО Москомспорта, зал располагается на базе общеобразовательной школы «Интеграл».

«Самый лучший способ восстановления – это победы!», - говорят в один голос Андрей Петрович и Юлия Владимировна. Они называют себя «командой» и искренне рады тому, что работают вместе. Их «команда» состоит из трех человек: Серов Андрей Петрович, Шевцова Юлия Владимировна и Шулимова Татьяна Вячеславовна. Они вместе работают с детьми разного возраста и уровня подготовки: от самых младших дошкольников до взрослых ребят, от начального уровня игры до высшего спортивного мастерства.

Их «командный» настрой чувствуется даже при общении: они говорят очень слаженно, часто дополняя друг друга.

- Андрей Петрович, Юлия Владимировна, расскажите о вашей тренерской работе? С кем вы занимаетесь? Как проходит отбор в спортшколу?

А.П.: Мы занимаемся с детьми от 5 до бесконечности. Благо, сейчас есть возможность вести спортсменов более старшего возраста, поэтому у нас ограничений с «верхом» нет.

Ю.В.: Сначала все желающие дети приходят на занятия в группу дополнительного образования, где могут заниматься ученики любого возраста и любого уровня игры. А уже в спортивную школу отбираются те дети, которые делают какие-то успехи.

- Какие успехи? Например?

Ю.В.: Которые, на наш взгляд, имеют определенные способности: быстро обучаются, хорошо играют на соревнованиях (мы начинаем их сразу подключать к нашим внутренним соревнованиям).

А.П.: Те, которые заинтересовали тренера. Успехи, наверное, немножечко не то слово. Заставили обратить на себя внимание.

- Что должен сделать ребенок, чтобы обратить на себя внимание тренера?

А.П.: Хороший вопрос. Знаете, если 10 тренеров спросить, 10 разных ответов будет. Я так думаю, что, во-первых, это внимательность, исполнительность, определенный комплекс физических качеств, необходимых для игры, но самое главное – желание трудиться – это, однозначно, на первом месте. В принципе, все остальное можно компенсировать, а желание воспитать очень трудно.

- Вы говорите про желание. Но часто, когда ребенок только пришел, ему все интересно, и он готов работать. Но потом в практике неизбежно случаются досадные ошибки, проигрыши на соревнованиях, ситуации, когда что-то не получается, или встает выбор между спортом и учебой, или наступает сложный подростковый возраст... Что вы делаете, как мотивируете детей?

А.П.: Случаев много разных бывает. Например, помнишь (обращается к Ю.В.), когда ребенок приходит на секцию, а в зал не заходит – плачет. Сейчас очень много таких детей. Боятся зайти в чужое помещение. А ребенок способный. Потом, через 3-4 года невозможно представить, что он когда-то боялся заходить в зал. Таких случаев очень много.

Ю.В.: Когда приходят маленькие дети, делаем так, чтобы им было весело и интересно: для них и конкурсы, и призы, и конфеты за старание (улыбается). Конечно, к более старшим спортсменам совсем другой подход. Если результат есть, то у ребенка достаточно сильная мотивация, независимо от нагрузки в школе. Если его нет, то, конечно, и родители, и дети начинают выбирать, куда важнее вкладываться на данном этапе: в спорт или в учебу.

- И все-таки, расскажите, как происходит отбор в спортивную секцию? Есть ли какие-то объективные критерии отбора или полагаетесь исключительно на тренерскую интуицию?

А.П.: Объективные критерии, конечно, есть. Если ребенок заинтересован попасть в секцию, ему дается задание, например, на месяц. Задание рассчитано на какие-то средние возможности. Например, определенное количество раз набить мяч, или выполнить норматив по скакалке – самые простые задания. И по тому, как он выполняет это задание, сразу виден уровень притязаний ребенка: хочет он заниматься или нет.

- Это касается даже 5-летних детей?

Ю.В.: Нет, в 5 лет никакого отбора не происходит, там у детей идет становление физических качеств, просто их немножко развивают. У них там салки, прятки, догонялки – чем только не занимаются. Они приходят и мячик порой поймать не могут, а уже через полгода они практически все этим владеют. А к первому классу дети и родители уже определяются, будут ли они заниматься серьезно.

- А с какого возраста дети могут попасть непосредственно в секцию настольного тенниса?

А.П.: По существующему законодательству, у нас зачисление в группы с 7 лет. То есть, раньше мы их принять не можем.

Ю.В.: Да, и большинство же приходит именно в этом возрасте. С 5 лет ходит небольшое количество детей, а вот с 7, когда дети пошли в 1 класс, родители начинают их записывать в разные секции. Ну и здесь уже этот отбор и происходит. К сожалению, у нас сейчас отбор не только по детям, но и по возможностям родителей. Дополнительные занятия – это всего 2 раза в неделю, а занятия в секции предполагают, что ходить надо чаще, а иногда и играть внутренние соревнования по субботам. Поэтому, даже если ребенок способный, но родители не могут найти время на такой объем занятий, мы его не отбираем.

- То есть, это всегда решение троих: тренера, ребенка и родителя. А занятия платные?

Ю.В.: Если в спортивной школе, то нет. Если дополнительные занятия, то это устанавливает школа.

- Я часто общаюсь и с родителями, и с тренерами, и мне кажется, что сейчас усилился контроль за детьми со стороны родителей. Встречается ли в вашей практике такое, что родители говорят вам, как надо заниматься и общаться с их ребенком?

А.П.: Сплошь и рядом. И сейчас это более частое явление, чем, например, 10 или 20 лет назад.

- Как вы с этим справляетесь?

А.П.: Ну, во-первых, на тренировках присутствовать нельзя чисто законодательно (по приказу Москомспорта). Так что, если мы даже очень хотели бы, мы не имеем права их пускать в зал. Но мы и не хотим (улыбается). Это положение закона полностью совпадает с нашим пониманием тренировочного процесса. Как-то пытаемся найти общий язык с родителями по всем вопросам. Но с кем-то не находим. Хотя большинство все-таки наши требования принимают. А иногда и из антагонистов даже союзниками становятся.

- Интересно, антагонисты превращаются в союзников благодаря вашей способности качественно вести диалог с родителями? Это результат «правильной» коммуникации?

А.П.: Нет, мне кажется, это все-таки результат работы. Это самое наглядное. Ты можешь сказать все, что угодно, объяснить, как ребенку хорошо, как с ним работать. Но если у тебя не будет результата, сами понимаете, о чем тут говорить.

- Какими качествами должен обладать ребенок, чтобы стать спортсменом высокого уровня?

Ю.В.: Ну если его отобрали, значит, необходимые физические качества для настольного тенниса у него присутствуют. А дальше уже нужен характер. Должен быть именно спортсмен с характером, который будет бороться и не будет сдаваться, который будет при любой ситуации играть. Здесь уже другая стадия отбора начинается. Любой двигательно-способный ребенок будет показывать какой-то результат, но высокий результат может показать только очень сильный волевой человек.

- Силу воли можно «натренировать»?

Ю.В.: Ее можно улучшить. Но, по-моему, так, чтобы натренировать, это вряд ли.

А.П.: Развить как-то можно. «Натренировать» – слово нехорошее. Определенный фундамент должен быть заложен. Из абсолютно безвольного человека сделать «железного» человека невозможно. Я, во всяком случае, таких методов не знаю. Разумеется, на первом месте – характер. Все равно выигрывает тот, кто в нужный момент не дрогнет. Боятся все, абсолютно все. Но выиграет тот, кто сможет победить себя в этот момент. Но, есть и другая сторона медали. Настольный теннис – это технически очень сложная игра, поэтому спортсмен должен обладать определенным уровнем физических качеств. Скорость, ловкость, чувство мяча и так далее. Так, чтобы совпали эти два качества – характер и физические способности – это редчайший случай. Причем, такие талантливые люди – это редкость не только в масштабах нашей страны, но и в масштабах планеты.

- Раз уж мы заговорили о масштабах планеты… Как думаете, почему китайцы так успешны в настольном теннисе? У них есть характер?

А.П.: Они объемом берут. Сейчас я попробую объяснить. Мы часто сталкиваемся с такой ситуацией: равный счет, равная игра, «баланс», и надо, допустим, начать атаку. И ребенок себя заставить не может – боится. Не атакует - и это тактическая ошибка, которая ведет к очередной ошибке и, в итоге, к проигрышу очка. А китайцы, в силу большого объема тренировок (а у них большой объем: мне кажется, его ночью разбуди, дай в руки ракетку – он будет попадать), играет на автомате: голова не думает, а рука все равно летит, потому что этот двигательный стереотип заложен. Они боятся не меньше нашего, но эта «набитость» сказывается.

- А что нам мешает увеличить объем тренировок?

Ю.В.: Так у нас совсем другой менталитет у родителей. Там дети с 3 лет тренируются в интернате с утра до ночи и не учатся особо. У нас родители больше направлены на учебу, на то, чтобы их дети, когда вырастут, могли работать. Но и в нашей стране просто не созданы условия для спортсмена высокого класса, который заканчивает играть. Вот закончил играть, и что дальше? Поэтому все родители понимают, что естественно когда-то их ребенок закончит играть в теннис, он должен чем-то заниматься дальше, должен получить образование. Поэтому у нас добиться таких объемов просто невозможно.

А.П.: И потом, это же не футбол, понимаете. Я не думаю, что наши даже ведущие игроки зарабатывают больше, чем дипломированный юрист, или экономист, или врач. Родители однозначно выбирают образование и редко делают ставку только на настольный теннис. Это не футбол и не хоккей. В нашей стране настольный теннис – это, скорее, серьезное хобби.

- Спортсмены в нашей стране еще могут стать тренерами. Что, на ваш взгляд, в тренерской профессии основное? Какими личностными качествами должен обладать тренер?

А.П.: Спортсмен и тренер – это не просто разные профессии. Это как актер и режиссер. Они делают одно дело, но делают его каждый по-своему. (Обращается к Юле) Помнишь, я тебе рассказывал? Давно-давно, когда Газаев, футбольный тренер, был еще молодой, он рассказывал: «Сижу на лекции в Высшей школе тренеров. В аудиторию внезапно заглядывает Анатолий Владимирович Тарасов. Не обращая внимание на то, что идет занятие, подходит ко мне и громко спрашивает: «Что считает студент Газаев главным в профессии тренера?». Я так опешил, испугался, но отвечаю: «Профессионализм!». А он говорит: «Нет, фанатизм!». И вышел»

- Вы согласны с этим?

Ю.В.: Хорошие тренера - это люди, которые очень многим жертвуют: своими семьями, своим личным временем, ради серьезной работы. Поэтому тренер должен быть фанатичным и должен любить детей.

А.П.: Должен быть определенный набор качеств, который помогает реализовывать то, что ты задумал. Потому что одного фанатизма не достаточно для результата.

- То есть, это такой неподдельный интерес к работе, любовь к детям и умение четко ставить цели и достигать их?

А.П.: Да, возведенные в куб.

- Есть ли у вас какие-нибудь достижения, которыми вы гордитесь, о которых вы любите говорить или вспоминать?

А.П.: Мое самое большое достижение – это то, что мы с Юлей работаем вместе. А результаты – они придут.

Ю.В.: Да, очень важно, когда есть тренерская команда. Потому что надо ездить на соревнования, и в зале обычно несколько учеников, с ними надо работать. Но не все тренеры могут работать именно в команде. Начинают делить детей. У нас такой проблемы нет (смеется). Поэтому именно в команде и получается хороший результат.

- Что бы вы пожелали детям и их родителям, которые хотят добиться хороших результатов в настольном теннисе?

Ю.В.: Родителям: доверять своим тренерам и поддерживать своих детей. Мы всегда говорим родителям, чтобы они были опорой и поддержкой. А если надо поругать, мы это сделаем сами.

А.П.: А детям – терпения. Ни один труд просто так не проходит. Если ты пашешь, то это обязательно во что-то выльется. 

Как записаться в секцию настольного тенниса?

Связаться с тренерами по указанным ниже телефонам и прийти на занятие. На пробное занятие приглашаются все желающие! Расписание дальнейших занятий будет обсуждаться с каждым индивидуально.

Адрес: ул. Барклая 5а

Группы:
5-6 лет-дошкольники
7-10 лет-младшие школьники
11-17 лет-старшие школьники
18 и старше-группа взрослых

Контакты:

+79167547404-Шевцова Юлия Владимировна
+79151257992-Серов Андрей Петрович
+79163469753-Шулимова Татьяна Вячеславовна

Сайт - http://ttcentr.ru/

Приглашаем всех желающих на пробные занятия! 


30.11.2018
Заказать звонок
Избранное
Купить в 1 клик
Оставьте данные и наш оператор
свяжется с Вами
Таблица размеров одежды

Как подобрать одежду своего размера?

Женская одежда

  2XS XS S M L XL 2XL
Российский размер 40 42 42-44 44 46 48-50 50-52
Японский размер   SS M L O XO XXO
Обхват груди,(см) 78-82 82-86 86-90 90-94 94-98 98-102 102-106
Обхват талии,(см) 58-62 62-66 66-70 70-74 74-78 78-84 84-88
Обхват бедер,(см) 84-88 88-92 92-96 96-100 100-104 104-108 110-116

Мужская одежда

  XS S M L XL 2XL 3XL 4XL
Российский размер 44 46 48 50 52-54 54-56 56-58 60
Японский размер SS M L 0 XO XXO 3XO 4XO
Обхват груди,(см) 86-90 90-94 94-98 98-102 104-108 108-120 120-128 128-136
Обхват талии,(см) 74-78 78-82 82-86 86-90 96-100 100-112 112-120 120-128
Обхват бедер,(см) 94-97 97-100 100-103 103-106 106-112 112-115 115-118 118-121

Вам понадобится провести измерения с помощью сантиметровой ленты. Для определения подходящего размера необходимо соотнести полученные измерения с размерами в таблице.

При измерении обхвата груди лента должна плотно прилегать к телу, спереди проходить по наиболее выступающим точкам, сбоку через подмышечные впадины, сзади обхватывая лопатки.

Обхват талии измеряется строго горизонтально по самой узкой части тела, проходя через самую выступающую точку живота.

При измерении обхвата бедер лента должна находиться горизонтально, проходя посредине бедра и сзади по наиболее выступающим точкам ягодиц.