•  Быстрая доставка
  • Более 10 000 наименований
  • Все товары в наличии
  • Моментальная оплата
  • Товаров доставлено в 2020 году - 109 448

Фанатизм, любовь к детям и четкое целеполагание – три слагаемых успеха детского тренера

Фанатизм, любовь к детям и четкое целеполагание – три слагаемых успеха детского тренера

У нас в гостях детские тренера по настольному теннису - Серов Андрей Петрович и Шевцова Юлия Владимировна.

Андрей Петрович и Юлия Владимировна стали тренерами после окончания их спортивной карьеры (А.П. – кмс, Ю.В. – мс) и долгое время работали параллельно. Андрей Петрович на тренерской должности с 1982 года, Юлия Владимировна – с 1992 года. Встретились они только в 2010 году и с тех пор работают вместе. Сейчас работают в спортшколе МГФСО Москомспорта, зал располагается на базе общеобразовательной школы «Интеграл».

«Самый лучший способ восстановления – это победы!», - говорят в один голос Андрей Петрович и Юлия Владимировна. Они называют себя «командой» и искренне рады тому, что работают вместе. Их «команда» состоит из трех человек: Серов Андрей Петрович, Шевцова Юлия Владимировна и Шулимова Татьяна Вячеславовна. Они вместе работают с детьми разного возраста и уровня подготовки: от самых младших дошкольников до взрослых ребят, от начального уровня игры до высшего спортивного мастерства.

Их «командный» настрой чувствуется даже при общении: они говорят очень слаженно, часто дополняя друг друга.

- Андрей Петрович, Юлия Владимировна, расскажите о вашей тренерской работе? С кем вы занимаетесь? Как проходит отбор в спортшколу?

А.П.: Мы занимаемся с детьми от 5 до бесконечности. Благо, сейчас есть возможность вести спортсменов более старшего возраста, поэтому у нас ограничений с «верхом» нет.

Ю.В.: Сначала все желающие дети приходят на занятия в группу дополнительного образования, где могут заниматься ученики любого возраста и любого уровня игры. А уже в спортивную школу отбираются те дети, которые делают какие-то успехи.

- Какие успехи? Например?

Ю.В.: Которые, на наш взгляд, имеют определенные способности: быстро обучаются, хорошо играют на соревнованиях (мы начинаем их сразу подключать к нашим внутренним соревнованиям).

А.П.: Те, которые заинтересовали тренера. Успехи, наверное, немножечко не то слово. Заставили обратить на себя внимание.

- Что должен сделать ребенок, чтобы обратить на себя внимание тренера?

А.П.: Хороший вопрос. Знаете, если 10 тренеров спросить, 10 разных ответов будет. Я так думаю, что, во-первых, это внимательность, исполнительность, определенный комплекс физических качеств, необходимых для игры, но самое главное – желание трудиться – это, однозначно, на первом месте. В принципе, все остальное можно компенсировать, а желание воспитать очень трудно.

- Вы говорите про желание. Но часто, когда ребенок только пришел, ему все интересно, и он готов работать. Но потом в практике неизбежно случаются досадные ошибки, проигрыши на соревнованиях, ситуации, когда что-то не получается, или встает выбор между спортом и учебой, или наступает сложный подростковый возраст... Что вы делаете, как мотивируете детей?

А.П.: Случаев много разных бывает. Например, помнишь (обращается к Ю.В.), когда ребенок приходит на секцию, а в зал не заходит – плачет. Сейчас очень много таких детей. Боятся зайти в чужое помещение. А ребенок способный. Потом, через 3-4 года невозможно представить, что он когда-то боялся заходить в зал. Таких случаев очень много.

Ю.В.: Когда приходят маленькие дети, делаем так, чтобы им было весело и интересно: для них и конкурсы, и призы, и конфеты за старание (улыбается). Конечно, к более старшим спортсменам совсем другой подход. Если результат есть, то у ребенка достаточно сильная мотивация, независимо от нагрузки в школе. Если его нет, то, конечно, и родители, и дети начинают выбирать, куда важнее вкладываться на данном этапе: в спорт или в учебу.

- И все-таки, расскажите, как происходит отбор в спортивную секцию? Есть ли какие-то объективные критерии отбора или полагаетесь исключительно на тренерскую интуицию?

А.П.: Объективные критерии, конечно, есть. Если ребенок заинтересован попасть в секцию, ему дается задание, например, на месяц. Задание рассчитано на какие-то средние возможности. Например, определенное количество раз набить мяч, или выполнить норматив по скакалке – самые простые задания. И по тому, как он выполняет это задание, сразу виден уровень притязаний ребенка: хочет он заниматься или нет.

- Это касается даже 5-летних детей?

Ю.В.: Нет, в 5 лет никакого отбора не происходит, там у детей идет становление физических качеств, просто их немножко развивают. У них там салки, прятки, догонялки – чем только не занимаются. Они приходят и мячик порой поймать не могут, а уже через полгода они практически все этим владеют. А к первому классу дети и родители уже определяются, будут ли они заниматься серьезно.

- А с какого возраста дети могут попасть непосредственно в секцию настольного тенниса?

А.П.: По существующему законодательству, у нас зачисление в группы с 7 лет. То есть, раньше мы их принять не можем.

Ю.В.: Да, и большинство же приходит именно в этом возрасте. С 5 лет ходит небольшое количество детей, а вот с 7, когда дети пошли в 1 класс, родители начинают их записывать в разные секции. Ну и здесь уже этот отбор и происходит. К сожалению, у нас сейчас отбор не только по детям, но и по возможностям родителей. Дополнительные занятия – это всего 2 раза в неделю, а занятия в секции предполагают, что ходить надо чаще, а иногда и играть внутренние соревнования по субботам. Поэтому, даже если ребенок способный, но родители не могут найти время на такой объем занятий, мы его не отбираем.

- То есть, это всегда решение троих: тренера, ребенка и родителя. А занятия платные?

Ю.В.: Если в спортивной школе, то нет. Если дополнительные занятия, то это устанавливает школа.

- Я часто общаюсь и с родителями, и с тренерами, и мне кажется, что сейчас усилился контроль за детьми со стороны родителей. Встречается ли в вашей практике такое, что родители говорят вам, как надо заниматься и общаться с их ребенком?

А.П.: Сплошь и рядом. И сейчас это более частое явление, чем, например, 10 или 20 лет назад.

- Как вы с этим справляетесь?

А.П.: Ну, во-первых, на тренировках присутствовать нельзя чисто законодательно (по приказу Москомспорта). Так что, если мы даже очень хотели бы, мы не имеем права их пускать в зал. Но мы и не хотим (улыбается). Это положение закона полностью совпадает с нашим пониманием тренировочного процесса. Как-то пытаемся найти общий язык с родителями по всем вопросам. Но с кем-то не находим. Хотя большинство все-таки наши требования принимают. А иногда и из антагонистов даже союзниками становятся.

- Интересно, антагонисты превращаются в союзников благодаря вашей способности качественно вести диалог с родителями? Это результат «правильной» коммуникации?

А.П.: Нет, мне кажется, это все-таки результат работы. Это самое наглядное. Ты можешь сказать все, что угодно, объяснить, как ребенку хорошо, как с ним работать. Но если у тебя не будет результата, сами понимаете, о чем тут говорить.

- Какими качествами должен обладать ребенок, чтобы стать спортсменом высокого уровня?

Ю.В.: Ну если его отобрали, значит, необходимые физические качества для настольного тенниса у него присутствуют. А дальше уже нужен характер. Должен быть именно спортсмен с характером, который будет бороться и не будет сдаваться, который будет при любой ситуации играть. Здесь уже другая стадия отбора начинается. Любой двигательно-способный ребенок будет показывать какой-то результат, но высокий результат может показать только очень сильный волевой человек.

- Силу воли можно «натренировать»?

Ю.В.: Ее можно улучшить. Но, по-моему, так, чтобы натренировать, это вряд ли.

А.П.: Развить как-то можно. «Натренировать» – слово нехорошее. Определенный фундамент должен быть заложен. Из абсолютно безвольного человека сделать «железного» человека невозможно. Я, во всяком случае, таких методов не знаю. Разумеется, на первом месте – характер. Все равно выигрывает тот, кто в нужный момент не дрогнет. Боятся все, абсолютно все. Но выиграет тот, кто сможет победить себя в этот момент. Но, есть и другая сторона медали. Настольный теннис – это технически очень сложная игра, поэтому спортсмен должен обладать определенным уровнем физических качеств. Скорость, ловкость, чувство мяча и так далее. Так, чтобы совпали эти два качества – характер и физические способности – это редчайший случай. Причем, такие талантливые люди – это редкость не только в масштабах нашей страны, но и в масштабах планеты.

- Раз уж мы заговорили о масштабах планеты… Как думаете, почему китайцы так успешны в настольном теннисе? У них есть характер?

А.П.: Они объемом берут. Сейчас я попробую объяснить. Мы часто сталкиваемся с такой ситуацией: равный счет, равная игра, «баланс», и надо, допустим, начать атаку. И ребенок себя заставить не может – боится. Не атакует - и это тактическая ошибка, которая ведет к очередной ошибке и, в итоге, к проигрышу очка. А китайцы, в силу большого объема тренировок (а у них большой объем: мне кажется, его ночью разбуди, дай в руки ракетку – он будет попадать), играет на автомате: голова не думает, а рука все равно летит, потому что этот двигательный стереотип заложен. Они боятся не меньше нашего, но эта «набитость» сказывается.

- А что нам мешает увеличить объем тренировок?

Ю.В.: Так у нас совсем другой менталитет у родителей. Там дети с 3 лет тренируются в интернате с утра до ночи и не учатся особо. У нас родители больше направлены на учебу, на то, чтобы их дети, когда вырастут, могли работать. Но и в нашей стране просто не созданы условия для спортсмена высокого класса, который заканчивает играть. Вот закончил играть, и что дальше? Поэтому все родители понимают, что естественно когда-то их ребенок закончит играть в теннис, он должен чем-то заниматься дальше, должен получить образование. Поэтому у нас добиться таких объемов просто невозможно.

А.П.: И потом, это же не футбол, понимаете. Я не думаю, что наши даже ведущие игроки зарабатывают больше, чем дипломированный юрист, или экономист, или врач. Родители однозначно выбирают образование и редко делают ставку только на настольный теннис. Это не футбол и не хоккей. В нашей стране настольный теннис – это, скорее, серьезное хобби.

- Спортсмены в нашей стране еще могут стать тренерами. Что, на ваш взгляд, в тренерской профессии основное? Какими личностными качествами должен обладать тренер?

А.П.: Спортсмен и тренер – это не просто разные профессии. Это как актер и режиссер. Они делают одно дело, но делают его каждый по-своему. (Обращается к Юле) Помнишь, я тебе рассказывал? Давно-давно, когда Газаев, футбольный тренер, был еще молодой, он рассказывал: «Сижу на лекции в Высшей школе тренеров. В аудиторию внезапно заглядывает Анатолий Владимирович Тарасов. Не обращая внимание на то, что идет занятие, подходит ко мне и громко спрашивает: «Что считает студент Газаев главным в профессии тренера?». Я так опешил, испугался, но отвечаю: «Профессионализм!». А он говорит: «Нет, фанатизм!». И вышел»

- Вы согласны с этим?

Ю.В.: Хорошие тренера - это люди, которые очень многим жертвуют: своими семьями, своим личным временем, ради серьезной работы. Поэтому тренер должен быть фанатичным и должен любить детей.

А.П.: Должен быть определенный набор качеств, который помогает реализовывать то, что ты задумал. Потому что одного фанатизма не достаточно для результата.

- То есть, это такой неподдельный интерес к работе, любовь к детям и умение четко ставить цели и достигать их?

А.П.: Да, возведенные в куб.

- Есть ли у вас какие-нибудь достижения, которыми вы гордитесь, о которых вы любите говорить или вспоминать?

А.П.: Мое самое большое достижение – это то, что мы с Юлей работаем вместе. А результаты – они придут.

Ю.В.: Да, очень важно, когда есть тренерская команда. Потому что надо ездить на соревнования, и в зале обычно несколько учеников, с ними надо работать. Но не все тренеры могут работать именно в команде. Начинают делить детей. У нас такой проблемы нет (смеется). Поэтому именно в команде и получается хороший результат.

- Что бы вы пожелали детям и их родителям, которые хотят добиться хороших результатов в настольном теннисе?

Ю.В.: Родителям: доверять своим тренерам и поддерживать своих детей. Мы всегда говорим родителям, чтобы они были опорой и поддержкой. А если надо поругать, мы это сделаем сами.

А.П.: А детям – терпения. Ни один труд просто так не проходит. Если ты пашешь, то это обязательно во что-то выльется. 

Как записаться в секцию настольного тенниса?

Связаться с тренерами по указанным ниже телефонам и прийти на занятие. На пробное занятие приглашаются все желающие! Расписание дальнейших занятий будет обсуждаться с каждым индивидуально.

Адрес: ул. Барклая 5а

Группы:
5-6 лет-дошкольники
7-10 лет-младшие школьники
11-17 лет-старшие школьники
18 и старше-группа взрослых

Контакты:

+79167547404-Шевцова Юлия Владимировна
+79151257992-Серов Андрей Петрович
+79163469753-Шулимова Татьяна Вячеславовна

Сайт - http://ttcentr.ru/

Приглашаем всех желающих на пробные занятия! 


30.11.2018
Заказать звонок
Избранное
Купить в 1 клик
Оставьте данные и наш оператор
свяжется с Вами

Этот товар можно купить в кредит

  • Без первоначального взноса
  • Срок от 3 мес. до 3 лет
  • Платеж от 125 Р/мес
Вам потребуется доступ в Сбербанк Онлайн для заполения заявки подробнее

Условия предоставления кредита

  • Гражданство РФ
  • Держатель дебетовой карты ПАО «Сбербанк»
  • Возраст от 21 до 65 лет
  • Регистрация на территории РФ
  • Сумма кредита от 3 000 до 300 000 рублей